· 

Несовершенный терапевт

 

Как-то давно, еще в ординатуре, в одном американском руководстве по психиатрии я вычитал рекомендацию, как поступать в тех случаях, когда пациент начинает задавать врачу личные вопросы («Сколько вам лет?», «Вы женаты/замужем?» и т.д.). Так вот, автор советовал врачу говорить примерно следующее – «Я отвечу на ваш вопрос, после того, как вы мне скажете, зачем вы меня об этом спрашиваете…»

 

Мне всегда казалось, что клиент, задающий терапевту вопросы о нем самом (его личном отношении к тем или иным вещам, его личной жизни, других клиентах, предпочтениях и т.д.), хочет тем самым уйти от обсуждения своих проблем, или пытается манипулировать терапевтом, сбивая его с толку. То есть, я воспринимал это как форму сопротивления и действовал соответствующе – «Давайте сначала поговорим о вас», «Давайте обсудим, почему вы об этом спрашиваете», «Что вы хотите услышать» и т.д. По сути дела, я обрывал людей, затыкал им рот и сам переводил разговор в то русло, которое казалось более важным мне. И это при том, что я считаю себя приверженцем клиент-ценрированного подхода. Лицемер! Кроме всего прочего, на основании вышесказанного, мне самому уже можно поставить диагноз параноидной настроенности или чего покруче.

 

Долгое время я считал, что поступаю правильно. Но со временем моя уверенность понемногу ослабевала. Свою роль сыграло знакомство с сообществом Анонимных наркоманов. Люди меняют свое отношение к программе и к самим себе, когда слышат, что все их «плохие» поступки (срывы, самообман, самооправдания, непоследовательность и т.д.) естественны и переживались всеми наркоманами без исключения. Тем более, когда слышат это из уст человека прошедшего все то, что прошли они и даже больше – наркомана со стажем употребления наркотиков и одновременно со стажем трезвой жизни. Человек вздыхает свободно, когда слышит в ответ на свою исповедь – «Это естественно, я тоже так делал и не раз и не два. Так проявляет себя болезнь, теперь ты больше знаешь о себе и тебе есть над чем работать». Гора падает с плеч – оказывается, я не слабак и не трус. А даже если слабак и трус – кто из нас без греха? Теперь любой «провал» можно использовать для дальнейшего продвижения вперед к выздоровлению. Каждая ошибка приближает меня к освобождению. Вы спросите – «Причем здесь это и то, что я написал в первом абзаце»? Объясню чуть позже.

 

Последней каплей стало прочтение книги Ирвина Ялома «Лжец на кушетке», в которой он (как и во всех своих книгах) говорит о терапевтической ценности равных, искренних, спонтанных человеческих отношений в противовес психотерапевтическим шаблонам, техникам и приемам. На меня вдруг нашло озарение – а вдруг клиент не столько сопротивляется, сколько хочет услышать от меня слова поддержки – «Мне тоже бывает очень страшно», «Я тоже взрываюсь и веду себя так, что потом бывает стыдно», «У меня тоже многое не получается, а что-то возможно я никогда не смогу в себе изменить» и т.д.

 

 

Терапевт представляется многим клиентам этаким идеальным, гармоничным существом у которого нет проблем, ни с самим собой, ни с окружающими. Частично клиенты сами склонны идеализировать терапевта – «Не могу же я просить помощи у простого смертного, такого же запутавшегося в проблемах человека, как я сам!». Но, я убежден, большую часть этого наваждения создает сам терапевт, напуская на себя вид совершенного гуру, тщательно скрывая свои человеческие слабости и «изъяны». Терапевта тоже можно понять – он может бояться потерять авторитет в глазах клиентов, а значит и самих клиентов. Но правда в том, что все оказывается совсем наоборот. Клиенту тяжело находиться рядом с совершенным полубогом. Он и так может чувствовать себя ущербным, слабым и недостойным. А при взгляде на глыбу непогрешимого сверхчеловека вообще чувствует себя ничтожным и никчемным. Это совсем не похоже на атмосферу психологической поддержки и принятия, в создании которой и состоит главная задача психотерапевта.

 

Другое дело, когда клиент видит перед собой живого, настоящего человека, а не героя комиксов о супергероях и не манекен из витрины счастливой жизни. Честный терапевт, способный снять маску и выйти из роли на самом деле показывает клиенту пример, как можно себя вести и вообще жить. «Да, я такой же, как ты, где-то несуразный, где-то смешной, где-то противный, с кучей проблем. И при всем при этом, я могу быть открытым и искренним. Двигаюсь вперед, несмотря ни на что. Значит, сможешь и ты».

 

Конечно, такой подход приемлем не для всех клиентов. Определенный процент людей ищет именно гуру – всезнающего и всемогущего. И это нормально – все мы разные, представления и потребности у всех нас тоже разные. Для этого и существуют авторитетные бабушки и дедушки, знахари и колдуны, экстрасенсы и ясновидящие. И они реально помогают. Прекрасно, что у нас есть выбор!

 

© Ягдар Туреханов

Write a comment

Comments: 1
  • #1

    Lillasister (Wednesday, 04 September 2019 10:06)

    Вы явно неравнодушны к обезьянам:)