· 

Понять и простить?

 

Часто приходится слышать – надо прощать. Всем и все. Тогда придет освобождение и гармония с самим собой и окружающим миром. Легко сказать, «простить». А как это сделать? И вообще, что это такое – прощение?

 

Попробуем разобраться. Чтобы простить, сначала нужно обвинить или осудить. Ведь если не обвинять и не осуждать, то и прощать не придется. А что это значит – осудить? За что? Наверное, за то, что человек ведет себя не так как мы от него ожидали. То есть сначала нужно ожидать от человека, что он будет вести себя именно так. Когда он ведет себя иначе, мы его осуждаем и потом нам предлагается его простить. А если не ожидать? Но он ведь должен вести себя по-человечески?! С чего бы это? И что означает – по-человечески? Должен делать то, что мы от него ожидаем? Или должен вести себя так нам кажется, что все ожидают от нас? Или как мы от себя ожидаем? Мы от себя чего-то требуем, потом начинаем требовать этого от других. Так может не требовать от себя ничего? Сама эта фраза «требовать от себя» звучит как-то странно. Как будто мы заставляем себя что-то делать. Заставляем, значит не хотим. То есть, по сути, насилуем себя. Насилуем, насилуем, напрягаемся по этому поводу и в итоге начинаем насиловать других своими ожиданиями и требованиями. Откуда это все? 

 

Интересно, что было бы если люди делали бы все что хотят? Хаос? Убийства, насилие и скрежет зубов? Многие люди уверены в этом. И возможно они правы. Нам может казаться, что люди не убивают и не насилуют друг друга сплошь и рядом только потому, что существуют религиозные и нравственные запреты, писанные и неписанные правила этики. Но если посмотреть на наших родственников обезьян (у которых нет, ни религии, ни морали, ни нравственности), можно увидеть, что никто никого не насилует и не убивает. По крайней мере, в таких количествах, как это делают люди. Интересно почему?

Потому что, если бы убивали и насиловали – довольно быстро бы вымерли. Особенно это касается животных, живущих группами. Эволюция поддержала такие наклонности как сотрудничество, развитие коммуникации, дружба и любовь. Сила человекообразных обезьян не столько в зубах и когтях, сколько в групповой сплоченности. Представьте себе человека, который полностью свободен в своих действиях. Станет ли он убивать? Ход мыслей может быть такой: Я сейчас кого-то убью, потом ведь могут убить и меня. Либо люди, узнав, что я убиваю, могут сбежать от меня в страхе. Получается, в перспективе – или смерть или одиночество. А смерть и одиночество – сильнейшие страхи человека. Прикинув все это, осознанно или неосознанно, человек принимает решение – убивать не буду. Я не говорю здесь о психических заболеваниях. Кроме всего прочего, в наших генах сидит установка, доставшаяся нам от далеких предков – дружить приятно, причинять боль не приятно. И ни религия, ни мораль, ни нравственность тут не при чем. Дружить выгодно, причинять боль не выгодно с точки зрения человеческого организма. 

Религия, мораль и нравственность, конечно возникли не на пустом месте. Скорее всего, они появились от страха. Например, насобирал какой-нибудь древний человек мешок фруктов и думает – на пару дней, о еде можно будет не беспокоиться. Но человеческий интеллект удивительная вещь – тут же начинает просчитывать риски. Кто-то может оказаться сильнее меня и отобрать все. Или кто-то ловкий и хитрый может все это стащить. И самое интересное, что так оно зачастую и происходит. Обязательно найдется какой-нибудь паразит и воспользуется результатами чужого труда. Или образовалась например, пара любовников. Любят друг друга и радуются. Но интеллект не дремлет – возникают мысли: «А вдруг мой партнер меня разлюбит, а вдруг ему или ей понравится кто-то другой – моложе, красивее, умнее или сильнее меня? Останусь ни с чем в одиночестве». И опять же, примеры подобных ситуаций мы видим сплошь и рядом. То есть, все эти страхи вполне оправданы. Что же делать? 

Можно, поделившись частью нажитого, нанять себе охрану. Можно пойти еще дальше – создать систему правил и запретов. Потом внушать всем с детства, что нарушение правил карается мучениями и смертью, как в этой жизни, так и в будущей (то есть, бесконечными страданиями). Вот собственно и все. По-другому и быть не могло. Мы живем как зомби в запретах и считаем это единственно возможным путем. Этот путь спасает нас от страха смерти и страха одиночества, давая иллюзию стабильности – «Если я буду подчиняться правилам, все остальные тоже будут подчиняться правилам». Истинная и естественная свобода и естественное стремление к любви и сотрудничеству – дело рискованное. Навязанная иллюзорная мораль и нравственность – дело более надежное. Люди давно забыли, откуда все это взялось и считают, что именно так и устроен мир. Отсюда и требования к себе, ожидания от других, обиды и злость от несоответствия людей моим ожиданиям. И после этого нам говорят – надо всех простить. Неужели нет никакого другого выхода?

 

Может и есть, но он требует некоторой работы над собой. Перестать требовать чего-то от себя и быть собой, понимая, что живешь в несовершенном мире. Это возможно, если освободиться от страхов. А от страхов по-видимому освободиться невозможно. Так что продолжаем действовать по старинке – требуем, обвиняем, прощаем, требуем, обвиняем, прощаем.    

© Ягдар Туреханов

Write a comment

Comments: 0